06 февравля 2018
В экстремальной ситуации каждый действует по-своему: кто-то впадает в ступор и закрывает глаза, кто-то начинает кричать, кто-то ругаться, кто-то мечется, а кто-то берет себя в руки и ищет выход. Рано или поздно те, кто использовал поведение, не соответствующее ситуации, выпадают из нее, порой летально, а те, кто сумели справиться с ней, приспосабливаются и вырабатывают новые стратегии. Как правило, у выживших есть схожие, иногда неведомые ранее, черты. После коллапса 2014—2015 гг. и осторожного восстановления в 2016 г. 2017-й явил нам новые, уже окрепшие тенденции, которые породили фармритейлеры на заре нового экономического цикла.
Общие тенденции
Базовой темой служит консолидация. И тут не гуманистический вариант, предполагающий, что плечом к плечу легче выжить. Объединения небольших сетей в чуть более крупные — это всего лишь 6 случаев за год. Раз за разом разыгрывается более эволюционно выгодный сценарий, когда сильные подминают слабых, запутавшихся и менее сообразительных. В 2017 г. 2,5 тыс. аптечных единиц стали добычей конкурентов против 1,6 тыс. в предыдущем году. Жажда плодиться и размножаться также вошла в фазу буйного торжества: четверть сотни ритейлеров в 2016 г. осмелились пустить свои ростки совокупно лишь в 35 регионах, в то время как в 2017 г. почти такое же количество сетей открыли новые точки в 58 регионах.
Лидирующая тройка, похоже, чувствует себя вполне уверенно: при росте совокупного товарооборота она сокращает свою долю по количеству работающих аптек, вероятно, скидывая низкомаржинальный точечный балласт. Однако есть вероятность, что глотнувшие кислорода сети, не входящие в тройку лидеров, с животной жаждой жизни в глазах разбрасывают свое семя для восстановления популяции или порождают новый вид, открывая бесчисленные аптеки. При подобном росте их количества доля более медленно растущих лидеров с неизбежностью вынуждена сокращаться.
На 3% увеличился средний товарооборот на одну аптеку по РФ в целом. Достаточно скромно, если учесть, что 1,3% — это инфляционная составляющая. Однако даже этот показатель можно считать успехом — при сопоставимом росте товарооборота на одну точку в прошлом году лекарства подорожали на 6%. Совокупный рост рынка почти в три раза перегнал по показателю среднее значение для составляющих его частей и достиг отметки в 1,13 трлн руб. с приростом в 8,7%. И тут нет синергической мистики: прирост количества новых аптек и экстенсивный путь завоевания пространства породили такую реальность. По итогам 2017 г. в России функционирует 63 647 аптек, их количество выросло на 5,6% против 4% в 2016 г. <…>
Победный спурт
В номинации «Прорыв года» вне конкуренции «Мега Фарм» — на 2-м месте после «ГК Эркафарм» по приросту аптечных точек и на 30-м месте общего рейтинга аптек после 117-го в предыдущем году. У сети увеличение товарооборота более чем в 4 раза и федеральный статус. За год ей удалось сделать для расширения сферы влияния несравнимо много. Используя для своего роста стратегию открытия новых аптечных точек, а не покупку сетей, «Мега Фарм» удалось со 188 аптек в 2016 г. вырасти до 870 в 2017 г. Грамотное ситуативное использование силы закона помогло им безболезненно для себя и покупателей открыться на ранее «прикормленных» местах. Имея силу влияния X5 Retail Group, известного арендодателя площадок под розничную торговлю лекарствами, «Мега Фарм» получил в свое распоряжение большое количество таких площадок, ранее арендуемых другими фармритейлерами.
Около 75% аптек «Мега Фарм» расположены в помещениях, имевших ранее других хозяев. Вторичная выгода для «Мега Фарм» от этой стратегии — ослабление конкурентов, вынужденных искать новые арендные места, выпадая на время поиска из рабочего процесса. Порядка 13 крупных аптечных сетей потеряли таким образом от пяти и более торговых точек, а совокупно — почти 190 аптек. Однако подобный факт оказывается полезным в общем эволюционном процессе: по итогам 2017 г. выросла доля помещений для аптек, сосредоточенных в руках собственников. Такое решение, несмотря на значимые затраты на входе, делает владельцев помещений менее зависимыми от внешних факторов и, самое главное, от воли арендодателя. <…>
Открываем новые точки
Среди сетей, активно применяющих стратегию открытия новых аптек в новых регионах, в 2017 г. были особенно популярны Костромская и Липецкая области, туда вошли по пять новых ритейлеров. Стоит отметить, что по итогам 2016 г., по оценкам AlphaRM, Липецкая область вошла в ТОР3 регионов рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ для развития аптечного бизнеса. «Мега Фарм» освоил 23 новых региона, практически догнал его краснодарский «Апрель». Своими планомерными действиями по увеличению аптечной сети этот игрок также заставляет считаться с собой, постоянно укрепляя свои позиции. С 14-го места в 2016 г. он переместился на 7-е в 2017 г., получив федеральный статус и в пять раз расширив географию присутствия. <…>
Заключение
Прошедший 2017 г. дал аптечному рынку несколько новых тенденций: значимое снижение среднего чека при сравнительно высоком росте количества новых точек; почти двукратное увеличение масштаба региональной экспансии аптечных сетей путем открытия новых аптечных точек; сокращение доли «середнячков» наряду с увеличением как более прибыльных, так и более убыточных аптек; увеличение аптек как с помещением в собственности, так и с круглосуточным режимом работы как инструментом конкурентной устойчивости.

Фармацевтический вестник