17 октября / 2017
За лекарствами — в магазин у дома
В Ростовскую область заходят две аптечные сети — «А-Мега» и «Магнит Аптека», которые развиваются при магазинах «Пятерочка» и «Магнит» соответственно.

Партнер X5 Retail Group «Мега Фарм» планирует до конца года открыть 25 аптек «А-Мега» в прикассовых зонах «Пятерочки», ЗАО «Тандер»будет развивать при магазинах «Магнит» собственную сеть.Оба проекта ориентированына экономсегмент. Учитывая масштабы продовольственных сетей, они могут изменить соотношение сил в фармрознице, считает эксперт. Столичная «Мега Фарм» до конца года планирует открыть в Ростовской области 25 аптек сети «А-Мега», все они разместятся в прикассовых зонах магазинов «Пятерочка», рассказал N генеральный директор «Мега Фарма» Андрей Гусев.

«Мега Фарм» входит в холдинг Marathon Pharma, который, в свою очередь, является частью холдинга Marathon Group, основанного в этом году бывшими топ-менеджерами «А1» Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым (см. справку о компании).

«Мега Фарм» — молодой бизнес, по данным официального сайта, компания развивает собственную сеть с июля 2016 года и с тех пор открыла 500 аптек в 21 регионе страны, преи­мущественно в центральной части России. Такие темпы «Мега Фарм» набрал в сотрудничестве с X5 Retail Group — большая часть аптек расположена при магазинах «Пятерочка». Совместно компании реализуют программу по открытию почти 4000 аптек по всей России до конца 2020 года. «Мега Фарм» управляет брендами аптек «А-Мега», «Да, здоров!» и «Азбука Life».

По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Мега Фарм» в 2016 году составила 262,6 млн рублей, убыток — 125 млн руб.

«Ростовская область — один из крупнейших рынков России (входит в топ-10), где активно работает наш партнер Х5 Retail Group. Стратегия развития «Мега Фарма» предполагает развитие бренда «А-Мега» в прикассовых зонах его магазинов «Пятерочка», — заявил N генеральный директор «Мега Фарма» Андрей Гусев. — «До конца 2017 года планируется открыть около 25 аптек в Ростове, Батайске, Новочеркасске, Шахтах, Таганроге, Волгодонске и других городах».

Г-н Гусев уточнил, что пока планируется открывать аптеки только в «Пятерочках». Бренд «А-Мега» работает в низком ценовом сегменте, это аптеки совмещенного формата, с закрытыми полками и открытой выкладкой около кассы. Площадь помещений будет варьироваться от 25 до 70 кв. м.

Отвечая на вопрос N о ситуации на рынке аптек Ростовской области, г-н Гусев отметил:

«В Ростовской области представлены некоторые федеральные сети и работают местные игроки. Конкуренция обостряется в связи с выходом на аптечный рынок сети «Магнит». Но благодаря партнерству с Х5 Retail Group и огромному опыту работы нашей команды мы имеем конкурентные преимущества».

«В Ростовской области действует 380 магазинов «Пятерочка», сеть предоставляет своему партнеру «Мега Фарм» площади в субаренду», — уточнил Алексей Полянский, заместитель руководителя Южного филиала Х5 Retail Group по взаимодействию с государственными органами власти и СМИ.

Конкурент «Пятерочки» «Магнит» тоже планирует открывать при своих магазинах аптеки, причем собственные. Этим летом ЗАО «Тандер», управляющее сетью «Магнит», объявило о тестовом запуске проекта «Магнит Аптека», ориентированного на экономсегмент. Четыре торговые точки заработали в Краснодаре на базе магазинов в формате «у дома» и гипермаркетов розничной сети. Помимо фармацевтической продукции в аптеках представлены косметика, детское питание. На запрос N о планах по развитию этой сети в Ростовской области в пресс-службе компании сообщили: «В Краснодаре открыты 4 аптеки. По результатам работы торговых точек будет принято решение о дальнейшем развитии проекта».

Однако, по наблюдениям N, компания уже начинает набирать в Ростове персонал — на одном из ростовских «Магнитов» висит объявление о поиске фармацевтов. В прикассовой зоне «Магнита» в районе ул. Горького недавно открылся аптечный киоск. Правда, пока на нем нет вывески и не ясно, является ли эта аптека частью бизнеса «Магнита».

Объемы вложений в свои аптеки ни «Мега Фарм», ни «Магнит» не называют.

Глава ростовской ГК «Фармацевт», развивающей сеть «Социальная аптека», Павел Прибылов год назад в интервью N оценивал вложения в открытие одной «Социальной аптеки» площадью от 60 до 80 кв. м в сумму от 3 до 6 миллионов рублей. По его данным, сроки окупаемости длительные, т. к. маржинальность бизнеса, ориентированного на экономсегмент, низкая — до 10% (см. N, № 1200). «Социальная аптека» — крупная сеть аптек. На конец 2016 года она насчитывала 219 аптек и аптечных пунктов, примерно половина из них работала в Ростовской области, планировалось открывать новые точки.

По мнению г-на Прибылова, кризис помогает аптекам, ориентированным на экономсегмент, расти: во-первых, все стали считать деньги и искать лучшую цену. Во-вторых, стало проще подбирать площадки: многие арендаторы съехали, арендодатели стали гибче.
На минувшей неделе г-н Прибылов в письменном ответе на запрос N о том, как повлияет на ростовский рынок приход двух новых игроков, отметил, что рынок может ожидать уменьшения доли товарооборота на одну аптеку и дефицита кадров. По его оценкам, сегодня самые крупные игроки на Ростовском рынке аптек в экономсегменте — сети «Социальная аптека», «Юг Фарма» (по данным официального сайта — около 80 аптек в Рос­товской области) и «Дешевая аптека» (по данным сайта, 152 аптеки в области).

Планы «Магнита» и «Мега Фарма» по развитию сети аптек в последние месяцы широко обсуждаются в экспертном сообществе. Например, Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма», в интервью журналу о рознице RETAIL & LOYALTY заявил, что, учитывая масштабы розничных сетей X5 и «Магнит», аптеки «Мега Фарм» и ЗАО «Тандер» имеют шанс изменить расстановку сил на рынке. Пока, по его данным, в федеральном масштабе сейчас лидирует «АСНА», сеть ассоциативного типа. По итогам 2016 года она объединяла 4215 аптечных учреждений и занимала на рынке долю порядка 7,5%. Второе место у «Аптечной сети 36,6» — 1782 аптеки и доля рынка 4,5%. Третье место у «Риглы» — 1756 аптек и 4,3% рынка.

Объем российской фармрозницы за прошлый год составил около 0,86 трлн рублей. Павел Прибылов год назад отмечал, что объем розничного рынка фармпрепаратов региона — 27 млрд руб. в год. Это подсчеты нескольких компаний, среди них — DSM Group и Vademecum (см. N, № 1200).